вторник, 22 марта 2016 г.

Участие учителей во Всероссийской конференции по вопросам ИКТ-технология в образовании

22 марта 2016 года в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе: от настоящего к будущему» была организована работа дискуссионной площадки № 5 «Проблемы использования средств ИКТ при реализации гуманитарного образования».

Руководитель МО, учитель английского языка Куртукова О.В. с  коллегой И.О.Березовской приняли участие в работе данной площадки. Тема мастер-класс была " Создание стартовой презентации проекта на пути к успеху" (скачать материалы можно здесь)

Модераторами площадки выступили:
Колесниченко Ольга Николаевна – заместитель начальника управления общего образования департамента образования и науки Кемеровской области
Крецан Зоя Викторовна, канд. пед. наук, доцент, первый проректор КРИПКиПРО
Гендина Наталья Иванована, д-р пед. наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук высшей школы, член Постоянного комитета IFLA по информационной грамотности, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», директор НИИ информационных технологий социальной сферы КемГИК
Вертилецкая Инга Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент, почетный работник общего образования РФ, заведующая кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

На пленарном заседании участники площадки (методисты, курирующие предметы социально-гуманитарного цикла, члены РПМО предметных областей «Русский язык и литература», «Иностранный язык», учителя русского языка, литературы и иностранных языков, учителя истории и обществознания, музыки, изобразительного искусства, духовно-нравственного воспитания, ОРКСЭ - всего 40 чел.) заслушали и обсудили доклад Елены Алексеевны Пахомовой, канд. пед. наук, доцента, заместителя губернатора Кемеровской области по вопросам образования, культуры и спорта: «Проблемы, тенденции и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании региона.
В своём выступлении Гендина Наталья Ивановна, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, член Постоянного комитета IFLA по информационной грамотности, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», директор НИИ информационных технологий социальной сферы КемГИКраскрывая рискогенные ситуации в образовании эпохи Интернета, обозначила специфику новой парадигмы образования – парадигмы «образование для будущего» как:
  • Смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
  • Освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (креативного), а не репродуктивного типа мышления;
  • Дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность».
Обозначив риски и вызовы информационного общества в социальной и личностной сферах, Наталья Ивановна Гендина особое внимание участников обратила на виды рисков в системе образования информационного общества:
  • Риски развития личности:
  • деформация духовных и моральных качеств личности;
  • установка личности на конформизм, подражательство, готовность к восприятию манипулятивных информационных воздействий;
  • рост IQ при снижении ответственности;
  • интеллектуально-эмоциональная аморфность;
  • дегуманизация, технико-машинная зависимость.
  • Риски развития способностей:
  • дисфункция памяти;
  • алгоритмизация мышления и угнетение творческого потенциала личности (атрофирование воображения и абстрактного мышления);
  • информационная перегрузка, проявление синдрома информационной усталости и информационных стрессов.
  • Риск доверия
  • к учителю (преподавателю)
  • к школе (университету)
  • формирование сверхдоверия к Интернету к компьютерным данным
  • Риск подмены научного знания некритически воспринятой и непроверенной информацией
  • дезориентация, неспособность к осознанному выбору информации (СМ. ПРЕЗЕНТАЦИЮ № 1).
В своем выступлении «ИКТ – путь к опережающему обучению» Трубина Ирина Исааковна, д-р пед. наук, профессор, ведущий сотрудник Центра теории и методики обучения математике и информатике ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва, обратила внимание на рабочие навыки, которые потребуются человеку в 2020 году:
  • Неординарное мышление
  • Социальный интеллект
  • Инновационное и адаптивное мышление – умение думать вне заданных траекторий
  • Межкультурная компетентность – одинаково эффективно общаться со всеми бизнес-партнерами и клиентами, независимо от культурных различий
  • Вычислительное мышление
  • Умение фильтровать лишнюю информацию – быстро перерабатывать и резюмировать большой объём данных
  • Умение работать с современными медиа
  • Знания, не ограничивающиеся своей узкой специализацией
  • Проектное мышление
  • Умение работать удаленно
Учитывая, что через несколько лет будут востребованы совершенно другие профессии, новое образование должно научить индивида:
  • как классифицировать и переклассифицировать информацию
  • как оценивать ее достоверность
  • как при необходимости изменять категории
  • как переходить от конкретного к абстрактному и наоборот
  • как взглянуть на проблемы под новым углом зрения
  • как заниматься самообразованием
В ходе обсуждения участники пришли к выводу о том, что обеспечить непрерывный процесс получения новых знаний способны информационно-коммуникационные технологии. Только в этом случае мы можем реализовать принцип опережающего обучения, формируя ИКТ - компетентность обучающихся.

Кроме этого в пленарной части, в обсуждении проблемы реализации ИКТ приняли участие Аствацатуров Георгий Осипович, канд. ист. наук, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий в составе «Армавирская государственная педагогическая академия», г. Армавир, который раскрыл особенности работы с технологической картой при составлении сценария урока, и Копейкина Лариса Михайловна, заместитель директора МБОУ ДПО «НМЦ», Ленинск-Кузнецкий ГО, которая заинтересовала участников площадки рекомендациями по реализации скрайбинга как техника визуализации информации.

Обсуждение актуальных вопросов реализации ИКТ было продожено участниками презентационной площадки: «Использование ИКТ-технологий в преподавании дисциплин образовательной области «Филология». Использование педагогами информационно-коммуникационных технологий для активного вовлечения обучающихся в учебный процесс является одним изключевых направлений развития образования. Появляется всё больше возможностей учителям расширить применяемые методы обучения, а учащимся вносить свой вклад в решение общих задач.

С выступлениями участников можно познакомиться в презентациях на сайте КРИПКиПРО

Комментариев нет:

Отправить комментарий